Давайте попробуем разобраться, почему так живуч интерес человека к различным гаданиям? Что это — дань моде, невежество, праздное любопытство или стремление заглянуть в будущее, чтобы правильно действовать настоящем, попытка приблизиться к пониманию собственного Я ?
Интерес к предсказанию у людей был всегда, лишь менялись способы гадания в зависимости от уровня духовного развития. Наше столетие отличает выход самосознания человечества на качественно иной уровень. На первое место стала Личность человека, его Душа, богатый внутренний мир. Появилась такая наука как психология, которая поставила своей задачей изучение «психеи» — Души.
Началась эпоха возрождения для астрологии, в ключе переориентации с предсказания конкретных внешних событий на изучение внутренних возможностей человека, перспектив его духовного роста, возможностей самореализации. Астрология перешла с детерминированной предсказательной позиции на ориентирующую действия.
Начались серьезные исследования виртуальных состояний сознания. Появились первые попытки исследования загадочной страны Сновидение. Взялись за серьезное изучение Арканов Таро, рун, И-Цзин.
Попробуем взглянуть на гадание с точки зрения современной психологии. Первым попытался научно объяснить причины живучести гадально-игральной колоды знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Юнг считал, что символы, употребляемые человеком, являются самостоятельной, живой, динамической единицей.
Символ отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент времени, он как бы и есть само это состояние. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию «коллективного бессознательного» — глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, «вместилища архетипов».
Постепенно Юнг пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ключ к анализу не только сновидений, но и к анализу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело его к открытию коллективного бессознательного.
Архетипы, или «праобразы», по Юнгу, — это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как поведение отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии у человечества в целом.
Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. В этом смысле потребность гадания у современного человека во многом восполняется популярными психологическими тестами. Самость как центральный архетип, писал Юнг, «дает полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом».
К.Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Предсказательные системы, таким образом, оказались не бессмысленным экзотическим атрибутом магов, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.