Не было, наверняка, времени в истории человеческой цивилизации, когда слово «символ» или его эквиваленты употреблялись столь широко и получали столь разнообразные значения, как сейчас. Некоторые философы и психологи создают новые слова, стремясь сделать эти значения более точными. Различаются слова «символ» и «знак», и это различение полезно, если только не устанавливать слишком жесткие границы между их значениями. Грубо говоря, знак — это произвольно сформированное указание на то, что определенные обстоятельства могут ожидаться в определенном месте или времени.
Например, дорожные знаки указывают шоферу, что впереди — опасный поворот или пересекающее шоссе, или что определенная дорога ведет в определенное место. Знак, если он точен и тщательно употребляется, является чисто фактическим; это условный и общественно-понятный способ представления фактов. Факты, однако, — это странные сущности, и различные человеческие существа реагируют на них по-разному, в соответствии со своими темпераментами, ожиданиями и эмоциональными состояниям. «Чистый факт» может сильно отличаться от «ожидаемого факта». Рационалист или ученый могут думать, что они имеют дело с «чистыми фактами», но эти факты могут вызывать много различных эмоций.
Если они представляются коллективности людей в специфическое время, их значение может быть усилено или разрушено, и может растечься по многим непредвиденным направлениям. Эйнштейновская формула Е=mc2, относящаяся к чистому факту из области атомной физики, после Хиросимы стала чем-то значительно большим, чем знак или фактическое указание на объективное отношение энергии к массе. Она оказывается символом той судьбы, которую западная наука и технология навязывают человечеству, включающей огромное разнообразие прямых и косвенных последствий, эмоциональных сочетаний, таких, как гордыня, алчность и страх. Принципиальный вопрос о конечной ценности и моральных импликациях определенного типа знания и его безответственного или преждевременного распространения оказывается включенным в определяющее факт уравнение.
Эйнштейновское объективное открытие и чисто фактическое утверждение стало чрезвычайно мощным символом состояния существования, которого человечество достигло ныне — критического и потенциально пугающего, равно как, может быть, вдохновляющего и бросающего вызов. Как я писал в своей предыдущей книге «Планетаризация сознания» (гл. IX, Символы и Ценности): «Факт есть то, что он есть исключительно как факт; он может быть описан и зафиксирован таким образом, что, по крайней мере теоретически, его точная определенность не вызывает сомнений. Можно также сказать, что «факты» принадлежат к категории рациональных сущностей.»
«Эти сущности могут быть точно определены, поскольку определение подразумевает все, чем они не являются, то есть по существу исключают другие концептуальные сущности. С другой стороны, имея дело с символом, мы сталкиваемся с чем-то, что больше того, что оно есть, потому что символ описывает не только то, чем он кажется рационально и объективно, но также отношения между специфической человеческой потребностью и возможностью удовлетворять эту потребность.»
Символ формируется, когда есть человеческая потребность в нем. Это может быть сугубо личная потребность. Психологические или «пророческие» сны личного характера относятся к этой категории. Они несут индивидууму указание, сообщение относительно определенных условий существования, будь то физиологических, психологических или социальных. Это может быть ответ на проблему, до того лишь смутно понимаемую. Точно также, когда ясновидящий, к которому приходит клиент за разрешением проблемы, «видит» перед собой или в уме определенную форму или сцену с какими-то участниками, теоретически это должен быть ответ на потребность клиента, хотя потребность может быть лишь подсознательной или полу-сознательной. Символ ориентирован на личность.
Равным образом для гуманистического астролога карта рождения — символ, ориентированный на личность (см. мою «Гуманистическую астрологию» в особенности Параграф 1 — «Астрология для мыслящих по-новому»). Она, так сказать, несет «сообщение» — символическую формулировку индивидуальной дхармы. Она содержит предложения — относительно того, как ему наилучшим образом актуализировать внутренние потенциальности его собственных особенностей и уникальной самости. Это символ, мандала или логос, слово силы. Рассматриваемая с этой точки зрения, астрология есть язык символов.
Поскольку это язык, он подразумевает процесс разворачивания идеи чувственных реакций. Карта рождения статична, но при рассмотрении «прогрессий» она может быть соотнесена с продолжающимися движениями планет после рождения (также в транзитах). В таком же смысле истинная мандала — нечто большее, нежели статическая геометрическая фигура; она предполагает процесс развертывания, или, в языке К. Юнга, «индивидуации».
Зодиак в целом составляет мандалу. Есть мандалы времен, так же как мандалы пространства. Цикл трансформаций, рассматриваемый в этой книге — мандала времени. Он обладает ритмом и формой. Любой язык, в особенности в поэзии, также обладает ритмом и формой. 360 Сабианских символов — это слова в обширной космической поэме, значение которой превосходит образы, часто банальные, визуализированные ясновидящей.
Все слова — символы. Они отвечают основной человеческой потребности в коммуникации. Поначалу они кажутся звукоподражаниями, т.е. голосовой имитацией услышанных звуков, которые коллективный опыт людей племени связывает с определенным животным или естественным феноменом. Развитый язык — собрание символов; многие из его слов выходят за пределы простой репрезентации сущностей, выражая отношения между сущностями или качество деятельности (прошлое, настоящее, будущее), а часто и биологическую полярность (род). Алгебра — символический язык, отвечающий потребности точного, но вместе с тем абстрактного и универсального формулирования отношений: ее формулы — нечто большее, чем простые утверждения факта, поскольку они подразумевают существование универсального порядка и веру в постоянные законы природы как «константы».
Всякая культура зависит от употребления символов, которые более или менее сознательно принимаются всем обществом. Культурные институты, искусства и науки развитого общества, «примитивного» или современного, составляют, по существу, сложные систематические организации символов, структурирующих поведение, основные чувствования и мысли людей, принадлежащих к данной культуре. Культура развивается, достигает зрелости, приходит в упадок; то же происходит и с символами, на которые она опирается, и из которых черпает свою связующую силу и жизненность. Символы объединяют и разделяют опыт большого числа людей. Они переносят события из мира случайного, беспрецедентного, уникального и непостижимого в мир «универсалий».
Логическая последовательность, которую можно найти в любом языке, в любой научной теории или художественной традиции или религиозном ритуале, создает из кажущихся хаотическими, непредсказуемыми и бессмысленными фактов жизненные паттерны порядка и значения. Тысячи событий или личных ситуаций оказываются вариациями одной центральной темы. Символ обрисовывает нам эту значимую тему. А «тема» оказывается частью связной последовательности сходных побудителей, которые обретают целесообразность, благодаря их взаимосвязи. Жизнь, выраженная в символах, оказывается собранной в сравнительно немногочисленные и взаимосвязанные единицы опыта. Каждая такая единица концентрирует опыт миллионов людей.
Мы в нашей западной традиции обычно думаем, что для каждого из нас возможно бесконечное разнообразие опыта. Все, что мы испытываем непосредственно, наше; каждый момент нов, ни одно событие не повторяется. Однако, хотя человеческий опыт действительно неограничен, нормальный опыт человека конечен в отношении числа характеристических и значимых типов. Если бы человек мог передвигаться независимо от физических препятствий по поверхности земного шара по экватору, он мог бы продолжать это движение бесконечно, его движение было бы «неограниченным». Но его опыт окружения, пейзажей и т.п. на его пути — конечен.
Пройдя полный круг, он будет, при дальнейшем движении, попадать в те же места. Его опыт будет «существенно» повторяться, хотя он и может реагировать на одни и те же места по-разному, точно так же основной опыт человеческой жизни составляет замкнутый круг. Под «основным» я имею в виду типическое и характеристическое под поверхностью различных вариантов. Мы обнаруживаем тот же принцип повторяемого ряда опыта в отношении времени. Время циклично. Все живое имеет начало, достигает кульминации и приходит к концу лишь для того, чтобы вновь начаться. Универсальная иллюстрация этого — цикл времен года в умеренном климате.
Однако наличие годичного цикла времен года не означает, что мы должны ожидать точного и буквального повторения событий и фактов. Для живого растения повторяются основные фазы роста. Каждую весну семена пшеницы — это новые семена; погода так или иначе отличается от прошлогодней, и изменяются другие факторы. Но в целом основные условия, побуждающие пшеницу к прорастанию и росту — те же, факты могут меняться, но значение сохраняется от года к году.
Иными словами, человеческий опыт по существу цикличен и разворачивается в соответствии со структурными принципами. Каким бы разнообразным он ни казался, он тем не менее оказывается заключенным в пределы ряда того, что можно было бы назвать архетипическими значениями. По своей структуре он рекуррентный: он составляет целое значений. Но нужно все время иметь в виду, что структура и содержание принадлежат к разным мирам, хотя и взаимопроникающим друг в друга в каждой точке. Эти идеи подробнее обсуждались в «Планетаризации сознания», но здесь их необходимо повторить, хотя бы кратко, потому что они составляют логическое и философское основание употребления циклических рядов символов, подобных И. Цзину и Сабианским символам.
В конце концов, и вся астрология основывается на идее, что можно соотнести все существенные функции в существовании организованного поля активности (в особенности — живого организма) с десятью временными, представленными десятью «планетами» современной астрологии (включая Солнце и Луну). Астрология также утверждает, что двенадцать «домов» представляют архетипические классы опыта, необходимого для развития зрелой индивидуальной личности, и что двенадцать зодиакальных знаков относятся к двенадцати основным родам «энергии» или архетипических качеств бытия, которые значимым образом окрашивают любую функциональную активность (т.е. планету), действующую в их поле. В этих и подобных случаях основная идея состоит в том, что мы живем упорядоченной и структурированной Вселенной, составляющей «циклическое» целое, которое конечно. Все структурированные поля деятельности конечны, в то время как экзистенциальные события и возможности взаимоотношений не определены — что не означает «бесконечны».
Мы более или менее привыкли к идее, что внутренняя деятельность любого организма ограничена и периодична. Мы говорим о цикле пищевого метаболизма, о циркуляции крови, в более широком осмыслении цикла, от рождения до смерти. Но мы, как правило, не готовы принять идею, что опыт личности как целого также ограничен и периодичен, или, говоря иначе, что есть лишь определенное количество основных значений, которые могут быть собраны за время жизни, и что эти значения могут быть рассматриваемы как структурная или циклическая последовательность.
Это, опять-таки, не означает, что человек не может пережить огромное разнообразие событий. У него может быть много мыслей и разнообразный опыт. Но переживать события — это одно, а извлекать из них жизненные и творческие значения — другое. С духовной точки зрения важен именно урожай значений, который он может собрать из своего многообразного и разнообразного опыта. Таким образом, жизнь, полная событий, не обязательно богата значением (…)