Вы вздрагиваете при одной мысли о работе? Попали в немилость к коллективу? Моббинг — травля на работе.

Просторные кабинеты, наполненные современной офисной техникой и населенные многочисленными сотрудниками, — территория, у которой существуют свои законы. Человеку, который первый раз попал в офис крупной или даже средней компании кажется, что тут доминируют рафинированные и вежливые деловые отношения. Но если присмотреться внимательно, в любом офисе можно обнаружить и проявления всех человеческих страстей, и тайную борьбу, и даже попытки открытого захвата власти.
Офис—идеальная лабораторная площадка для реализации личностных поведенческих программ. Большую часть времени мы проводим именно на работе, где проявляем все свои стороны характера — и светлые, и темные.

Моббинг (от английского mob — «толпа»)  — это нескончаемый офисный сериал в жанре «психологический триллер», состоящий из претензий по пустякам, упреков без причин, придирок, сплетен, обидных шуточек или молчаливого неприятия. В травле принимает участие практически весь «дружный» коллектив, поставивший негласную цель — выжить коллегу.

Буллинг (от английского bull — «бык») — понятие схожее, с той только разницей, что в роли преследователя выступает уже не «толпа», а один, зато весьма влиятельный субъект, например ваш начальник. Как правило, такая неприязнь не имеет серьезных оснований. Попасть в немилость может каждый.

Может, это звучит странно, но люди любят участвовать в конфликтах. В разговоре о чужой ссоре обязательно переживают эти события, как будто они имеют какое-либо отношение к их жизни, а также пытаются участвовать в защите или обвинении одного из участников происходящего, даже если их об этом не просят.

Тот факт, что их вмешательство ничего не меняет, не имеет никакого значения — люди любят вмешиваться в чужие конфликты, когда им не хватает своих. Этот феномен хорошо известен создателям мыльных опер. Ссоры вымышленных персонажей занимают все их внимание, и чем больше герои ссорятся, тем большим успехом пользуется фильм. Таким образом, люди имеют возможность «выпустить пар» на работе. Иногда возникает впечатление, что они намеренно пытаются создать отношения, близкие к сложным головоломкам мыльных опер, чтобы не было скучно.

Причины офисных интриг могут быть самые разные. Прежде всего интриги процветают там, где их поддерживают руководители. В компаниях, где принят  открытый стиль руководства, интригану не выжить. Но довольно часто, не осознавая того, начальство поощряет подковерную борьбу. Некоторым нравится наблюдать за тем, как их подчиненные выживают друг друга: это похоже на сериальные страсти, только в «прямом эфире».

Другие боссы получают моральное удовлетворение, когда могут повлиять на запутанную ситуацию и разрешить конфликт в тот момент, когда нервы коллектива уже на пределе. Так они ощущают себя вершителями судеб. А кто-то просто играет людьми, как шахматными фигурками, не обращая внимания на чувства и переживания других. Существуют руководители, которые намеренно сталкивают лбами людей, просто чтобы спровоцировать их на максимальную профессиональную отдачу.

Другая основная причина офисных войн — это стремление обойти соперников. Попадая в коллектив, где существует иерархия, где есть свои «альфы» и «омеги», каждый человек пытается улучшить свое положение и занять более статусное место, выпихнув с него коллегу. Это закон выживания видов. Помните теорию Дарвина?

Современные психологи уже используют термин «офисный дарвинизм» для описания процессов, происходящих на рабочих местах. И надо сказать, обладатели белых воротничков ведут себя совершенно так же, как их бесконечно далекие предки, обросшие шерстью. Разве что методы борьбы немного гуманнее.

Часто встречается ситуация, когда на одну и ту же завидную позицию претендуют два или более сотрудников. Место достанется только одному, поэтому начинается борьба, иногда явная, иногда скрытая ото всех.

Очень часто интриги начинаются, когда коллеги, работающие рядом, не уверены в себе. В таком случае каждый постоянно ожидает «подкопа» со стороны другого. И это быстро приводит к противостоянию.

Как бороться с моббингом

Попасть в ловушки более опытных сотрудников просто. Но и уберечься от интриг тоже несложно. Достаточно выполнять довольно простые правила техники безопасности.

1. Разведываем обстановку. Как только вас приняли на работу, принимайтесь изучать привычки и традиции местного коллектива. На «ты» или на «вы» общаются между собой сотрудники, приняты ли у них совместные походы на обед в ближайшее кафе, кто задает тон в разговорах. Эти сведения помогут вам быстрее стать своей в кругу соратников, а заодно и оценить расстановку сил в офисе.

2.Сохраняем нейтралитет. Какая бы буря ни бушевала вокруг вас. не становитесь ее участницей! Не ведите с коллегами задушевных разговоров о других коллегах. Не оценивайте действия начальства и остальных сотрудников.

3. Проявляем интерес. Когда вы приходите на новую должность, информация — ваш главный помощник. Поэтому используйте каждую возможность, чтобы узнать что-то новое о той работе, которую вам придется выполнять, и о предприятии. Если кто-то из коллег предложит провести для вас экскурсию и показать, где и что находится.—соглашайтесь! Ведь знания лишними не бывают.

4. Проверяем информацию. Как любому новичку, вам могут намеренно дать неверную информацию, касающуюся предпочтений вашего начальства или основных задач текущего проекта. Если полученные сведения кажутся вам важными, поищите способ проверить их.

5. Храним достоинство. В какую бы ситуацию вы ни попали, стоит всегда помнить о том. что вы имеете право на человеческое отношение. Требуйте уважения к себе как к коллеге и сами ведите себя соответственно. Не заискивайте перед начальством и сами не унижайте других. Тогда любые передряги вам не страшны.

Выход есть — отдых!

Почувствовав себя жертвой моббинга. человек испытывает дискомфорт. И в голову приходят мысли об увольнении. Прежде чем написать заявление «по собственному желанию», стоит вспомнить вот о чем.

  • У всех бывают трудные дни. Бели на вас взъелась бухгалтерша, если вашу чашку снова взяли и снова не помыли после чаепития — не стоит говорить родной конторе «прощай!». Дайте себе как минимум пару недель, чтобы перепадать черную полосу.
  • Пора в отпуск. Иногда написать заявление действительно стоит — о предоставлении очередных каникул. Если у вас полгода не было «ни минутки свободной», вы можете стать чересчур мнительной. Тогда самые безобидные действия коллег могут показаться интригами. Отдохните! Скоро вам станет смешно даже вспомнить о своих обидах.
  • Повышение досталось другому. Ну и что? Жизнь на этом не закончилась. Прежде чем увольняться, стоит по крайней мере сходить к начальству и открыто спросить, почему предпочли не вас. Возможно, вам действительно пора менять место работы. А может быть, наоборот — повышать квалификацию в родных стенах. И тогда следующее завидное местечко точно окажется вашим. Главное—оставайтесь человеческим существом. Будьте спокойны и добры. И тогда законы офисных джунглей обязательно отступят перед вами.

by Ugo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *